Игорь Мещерин, Президент Национальной палаты инженеров Российской Федерации
Мировой объем экспорта сжиженного природного газа впервые в истории отрасли превысил показатели экспорта трубопроводного. Причин этому — множество, но одной из главных можно назвать то, что мировой газовый рынок, пройдя значительную часть пути к глобализации, создал условия для развития СПГ-инфраструктуры. Так, за последние годы было удвоено количество танкерного флота, усилены мощности приемных терминалов, которые ныне более чем в два раза превышают мощности по сжижению; свою технологическую и рыночную ниши нашли плавучие установки.
Что далее? Гибкость и квалификация трейдеров, разнообразные виды контрактов и банковских инструментов открывают перед газовой индустрией все новые и новые возможности — можно сказать, что возможность установления единой мировой цены на газ сегодня уже не является чисто гипотетической. Это, безусловно, благотворно отразится на участниках рынка: станут прозрачнее и понятнее правила игры, отойдут на второй план объемные единицы измерения, а калориметрические единицы измерения займут положенное место и покажут, что товар с 3% СО2 и азота, с 86% метана, а также с 5%-м допуском на транспортные потери не может более продаваться по одной цене с товаром, на 97–99% состоящим из метана, причем доставляемым без потерь.
Впрочем, это не значит, что трубопроводная тематика в отрасли будет отмирать. Газовая промышленность приспособится к новой реальности: будут вкладываться дополнительные средства в охрану, контроль и ремонтные системы магистральных газопроводов. Их продолжат возводить — но по новым стандартам качества строительства и эксплуатации: так, газопроводы на суше будут работать по тем же стандартам, что и подводные: с давлением до 250 атмосфер и бескомпрессорной подачей на 1000 и более километров.
Число потребителей газа — и сжиженного, и трубопроводного — будет расти, а значит, мы будем наблюдать жесткую межтопливную конкуренцию, способную серьезно влиять на конкуренцию экономик в мире.